Page 14 - НОПРИЗ_03_2025
P. 14
жкх
платы за содержание жилого помещения. Так-
же в докладе были затронуты перспективы
перехода от лицензирования к саморегулиро-
ванию в сфере ЖКХ.
Стоит отметить, что председатель комите-
та смягчил свою позицию. И если раньше его
команда настаивала на переходе на саморегу-
лируемую модель, то в докладе он заявил, что
«не принципиально, по какому пути пойдет от-
расль». Любой из них будет эффективен при
решении ряда задач, а именно:
• Освободить ГЖИ от административных
функций, переведя их в разряд технических, и
реально усилить контрольные.
• Вернуть учет технического состояния
МКД. Если власть хочет что-то требовать от не может превышать установленные лимиты.
УК, то должна дать им сведения о техническом Это уже не дает возможности говорить о ЖКХ
состоянии МКД. как о полноценном нормальном бизнесе, где
• Ввести базовые стандарты управления и действуют законы рынка.
обслуживания. И регламенты с упрощением и С другой стороны, входящие затраты пред-
унификацией всей линейки документации. приятий ЖКХ не подлежат государственному
• Запустить процесс глубокой цифровиза- регулированию. Никто не поставит дешевле
ции, охватывающей не только этап проекти- предприятиям отрасли транспорт, бензин, газ,
рования и строительства зданий, строений и электроэнергию. Такая ситуация, при которой
сооружений, но и их эксплуатацию. цены на услугу не регулируются, а верхний
• Ввести механизм, позволяющий лишать предел цены является государственно регули-
недобросовестные управляющие организа- руемым, другим отраслям экономики не свой-
ции возможности оказывать услуги по управ- ственна. В результате в отрасли возникает ис-
лению конкретными МКД. кусственно создаваемый убыток.
• Выровнять налоговую нагрузку внутри В октябре 2024 года была утверждена Кон-
отрасли, включая решение проблемы НДС. цепция подготовки кадров для строительной
• Защитить капитальные вложения инве- отрасли и жилищно-коммунального хозяй-
стора. ства до 2035 года, в которой определен ряд
Заканчивая свое выступление, представи- задач по повышению престижности и востре-
тель законодательной власти назвал тремя бованности профессий, связанных со строи-
главными проблемами ЖКХ низкие цены, це- тельством и ЖКХ. Тем не менее, несмотря на
почки формирования стоимости услуг в «раз- обозначенные задачи и принимаемые меры, в
ных руках» и политизированность отрасли. настоящее время в отрасли ЖКХ сохраняются
проблемы с дефицитом специалистов и недо-
Мнение регионов статочной квалификацией имеющихся кадров.
Сенатор от Свердловской области Алек- Одной из причин нехватки кадров и острых
сандр Высокинский напомнил, что законы проблем в сфере ЖКХ является низкая зар-
физики, которые характеризуют материаль- плата сотрудников. Сфера ЖКХ, которая прак-
но-техническое состояние объектов ЖКХ, ра- тически полностью находится под полным
ботают в отрасли так же, как и законы эконо- контролем регулирования тарифов, самосто-
мики. Исходя из этого, вряд ли можно сферу ятельно кадровую проблему решить не может.
жилищного и коммунального хозяйства при- Остается открытым вопрос регулирования
равнять к бизнесу, как мы его понимаем. деятельности по управлению жилищным фон-
Налицо немало весьма существенных раз- дом и усилению контроля за деятельностью
личий. Сегодня развитие ЖКХ сталкивается управляющих организаций посредством уже-
с целым рядом проблем, вызванных специфи- сточения лицензионных требований.
кой организации ее деятельности. Предложенные в 2024 году Комитетом Госу-
Прежде всего в отрасли действуют государ- дарственной Думы по строительству и ЖКХ и
ственные регулируемые тарифы, рост которых Минстроем России три сценария регулирова-
12

