Page 14 - НОПРИЗ_03_2025
P. 14

жкх


             платы за содержание жилого помещения. Так-
             же в докладе были затронуты перспективы
             перехода от лицензирования к саморегулиро-
             ванию в сфере ЖКХ.
                Стоит отметить, что председатель комите-
             та смягчил свою позицию. И если раньше его
             команда настаивала на переходе на саморегу-
             лируемую модель, то в докладе он заявил, что
             «не принципиально, по какому пути пойдет от-
             расль». Любой из них будет эффективен при
             решении ряда задач, а именно:
                • Освободить ГЖИ от административных
             функций, переведя их в разряд технических, и
             реально усилить контрольные.
                • Вернуть  учет  технического  состояния
             МКД. Если власть хочет что-то требовать от            не может превышать установленные лимиты.
             УК, то должна дать им сведения о техническом          Это уже не дает возможности говорить о ЖКХ
             состоянии МКД.                                        как о полноценном нормальном бизнесе, где
                • Ввести базовые стандарты управления и            действуют законы рынка.
             обслуживания. И регламенты с упрощением и               С другой стороны, входящие затраты пред-
             унификацией всей линейки документации.                приятий ЖКХ не подлежат государственному
                • Запустить процесс глубокой цифровиза-            регулированию. Никто не поставит дешевле
             ции, охватывающей не только этап проекти-             предприятиям отрасли транспорт, бензин, газ,
             рования и строительства зданий, строений и            электроэнергию. Такая ситуация, при которой
             сооружений, но и их эксплуатацию.                     цены на услугу не регулируются, а верхний
                • Ввести  механизм,  позволяющий  лишать           предел цены является государственно регули-
             недобросовестные управляющие организа-                руемым, другим отраслям экономики не свой-
             ции возможности оказывать услуги по управ-            ственна. В результате в отрасли возникает ис-
             лению конкретными МКД.                                кусственно создаваемый убыток.
                • Выровнять  налоговую  нагрузку  внутри             В октябре 2024 года была утверждена Кон-
             отрасли, включая решение проблемы НДС.                цепция подготовки кадров для строительной
                • Защитить  капитальные  вложения  инве-           отрасли и жилищно-коммунального хозяй-
             стора.                                                ства до 2035 года, в которой определен ряд
                Заканчивая  свое выступление,  представи-          задач по повышению престижности и востре-
             тель законодательной власти назвал тремя              бованности профессий, связанных со строи-
             главными проблемами ЖКХ низкие цены, це-              тельством и ЖКХ. Тем не менее, несмотря на
             почки формирования стоимости услуг в «раз-            обозначенные задачи и принимаемые меры, в
             ных руках» и политизированность отрасли.              настоящее время в отрасли ЖКХ сохраняются
                                                                   проблемы с дефицитом специалистов и недо-
                            Мнение регионов                        статочной квалификацией имеющихся кадров.
                Сенатор от Свердловской области  Алек-               Одной из причин нехватки кадров и острых
             сандр Высокинский напомнил, что законы                проблем в сфере ЖКХ является низкая зар-
             физики, которые характеризуют материаль-              плата сотрудников. Сфера ЖКХ, которая прак-
             но-техническое состояние объектов ЖКХ, ра-            тически полностью находится под полным
             ботают в отрасли так же, как и законы эконо-          контролем  регулирования  тарифов,  самосто-
             мики. Исходя из этого, вряд ли можно сферу            ятельно кадровую проблему решить не может.
             жилищного и коммунального хозяйства при-                Остается открытым вопрос регулирования
             равнять к бизнесу, как мы его понимаем.               деятельности по управлению жилищным фон-
                Налицо немало весьма существенных раз-             дом  и  усилению  контроля  за  деятельностью
             личий. Сегодня развитие ЖКХ сталкивается              управляющих организаций посредством уже-
             с целым рядом проблем, вызванных специфи-             сточения лицензионных требований.
             кой организации ее деятельности.                        Предложенные в 2024 году Комитетом Госу-
                Прежде всего в отрасли действуют государ-          дарственной Думы по строительству и ЖКХ и
             ственные регулируемые тарифы, рост которых            Минстроем России три сценария регулирова-

             12
   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19