Михаил Посохин: «Мы должны много работать, чтобы у нашей профессии было будущее»

14 марта 2019
Интервью
Президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) Михаил Посохин в конце ноября 2018 года был избран на этот пост на следующие четыре года. О его видении ситуации, о месте архитектора в развитии городов, о новых задачах системы саморегулирования в строительной отрасли он рассказал в интервью Агентству новостей «Строительный бизнес».

Михаил Посохин: «Мы должны много работать, чтобы у нашей профессии было будущее»

Президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) Михаил Посохин в конце ноября 2018 года был избран на этот пост на следующие четыре года. О его видении ситуации, о месте архитектора в развитии городов, о новых задачах системы саморегулирования в строительной отрасли он рассказал в интервью Агентству новостей «Строительный бизнес»:

– Михаил Михайлович, после ноябрьского съезда НОПРИЗ можно говорить о новом витке развития Нацобъединения. Какие задачи вы считаете приоритетными и над какими направлениями будете работать?

– Сейчас в НОПРИЗ — ответственный период окружных конференций перед весенним съездом, на котором будет утвержден бюджет НОПРИЗ на 2019 год. Идет очень серьезное обсуждение наших планов — и финансовых, и организационных.

Так, мы вносим изменения в Устав НОПРИЗ, в которых будет прописано, что от каждой окружной конференции в Совете будет представительство не менее 1 человека. Дело в том, что количество СРО сокращается, и в некоторых федеральных округах, исходя из действующей формулы расчета представительства, оказывается менее одной квоты. А это неправильно — наши СРО все равны вне зависимости от территории и количества СРО в их федеральном округе и должны иметь свое представительство в Совете.

Вторая задача — это обсудить вопросы, которые касаются бюджета НОПРИЗ и сметы расходов, потому что мы сейчас живем по 1/12 от 2018 года. Этот вопрос непростой, в ходе его обсуждения всегда обостряются конфликты, причем иногда одни и те же люди требуют прямо противоположного: сначала сократить членские взносы, а потом дать денег на работу комитетов, проведение выставок, конференций и т. д. А нам сегодня очень важно сконцентрировать свое внимание на исполнении тех требований Указа Президента, которые касаются строительной отрасли. К сожалению, те программные установки, которые дает Президент, не всегда выполняются, и часть чиновников уже начали объяснять, почему это нельзя выполнить. Я как представитель профессионального сообщества могу сказать, что все, что поручил Президент, с профессиональной точки зрения нас устраивает, и нам хотелось бы работать в этом ключе.

Поэтому мы сейчас поставили перед собой задачу проработать вопрос дальнейшего развития деятельности НОПРИЗ, в том числе и совершенствование в тех или иных деталях системы саморегулирования в строительной отрасли, потому что есть ряд положений закона, которые не совсем укладываются в канву развития и мешают развитию малых компаний.

С учетом этого мы решили разрабатывать концепцию формирования приоритетных направлений деятельности НОПРИЗ. Концепция обсуждается на всех окружных конференциях, высказываются различные мнения, которые в дальнейшем будут учтены. Новые приоритетные направления разрабатываются на следующие 4 года, они будут существенно отличаться от предыдущих документов, потому что ситуация меняется, есть, например, предварительное решение об объединении в рамках НОПРИЗ СРО негосударственной экспертизы.

– Когда это может произойти и когда будет принята эта поправка в Градостроительный кодекс?

– К сожалению, законопроект лежит в профильном комитете Государственной Думы без движения почти год, и за это время в нем появились очень одиозные положения, не согласованные с профессиональным сообществом. Довольно часто бывает так, что на каком-то этапе профессионально подготовленные материалы начинают перерабатывать юристы или экономисты, которые профессиональных нюансов просто не понимают. Так и здесь: без всякого обсуждения с профсообществом внес поправку в уже обсужденный законопроект. Госдума за этот проект проголосовала, и теперь у нас появилось такое понятие как «особые зоны». Кто это придумал?! Конечно, всегда были так называемые зоны отчуждения, но это были земли вокруг железных дорог, аэропортов, заповедники так далее, где нельзя было вести застройку. Но теперь в законе записано, что проекты застройки этих «особых зон» может рассматривать почему-то только государственная экспертиза. А это не соответствует действующему законодательству, потому что у нас должны быть уравнены в своих правах частные и государственные компании. В результате получилось, что огромный пласт этих земель, «особых зон», выпадает из поля деятельности негосударственной экспертизы, в результате чего она теряет около 70 процентов рассматриваемых проектов. Это настоящий удар по малым предприятиям негосэкспертизы. Мы с таким положением дел согласиться не можем.

Если же говорить о других законодательных неувязках, то до сих пор не урегулирован вопрос замороженных в банках компенсационных фондов СРО и так называемой «амнистии» этих утраченных денег. Эта статья была в законопроекте, но теперь ее убрали, и сейчас СРО решают эту проблему в меру своих возможностей и понимания ситуации. Также необходимо актуализировать нормативно-техническую базу отрасли, в ближайшие годы запланирована разработка более 300 документов в области проектирования и инженерных изысканий.

За нами остается и разработка закона «Об архитектурной деятельности». Это важнейшая задача, был совершен определенный рывок, когда мы сделали концепцию этого закона, согласовали ее с коллегами, и сейчас начинается этап перехода от концепции к написанию самого законопроекта. Нужно понимать, что написание текста закона — дело сложное, и писать его должен не столько архитектор, сколько юрист, умеющий это делать. Поэтому мы сейчас ищем специалистов, кто может это сделать, чтобы законопроект успешно прошел через Правительство и Государственную Думу. Здесь мы плотно взаимодействуем с Минстроем России, потому что этой работой заинтересовался министр Владимир Якушев и пристально за ней следит. Мы договорились о создании рабочей группы по самому закону, но для того, чтобы она начала функционировать, нам нужен первый вариант текста, над которым мы сейчас начнем работать.

В целом же наше сотрудничество с новой командой Минстроя России складывается очень успешно, работа Минстроя меняется, причем в лучшую сторону. Мы неоднократно встречались с министром Владимиром Якушевым, и его позиция очень комфортная для совместной работы, поскольку он уверен, что все свои вопросы НОПРИЗ должен решать внутри сообщества, а на уровне законотворческой и нормативной работы — активно взаимодействовать с Минстроем России.

Конечно, мы будем работать над поправками в 44-ФЗ «О контрактной системе», мы должны заняться антидемпинговой политикой, потому что определение стоимости проектных работ находится в ужасном состоянии. Кроме того, если раньше проектная организация заключала договор на проектные работы в чистом виде, то сегодня, участвуя в торгах, проектировщик должен по факту выполнять и функции заказчика, и изыскателя, и пройти экспертизу, а цена та же. А ведь эти услуги все платные! Как работать в таких условиях, развиваться, платить зарплату? Многие компании работают себе в убыток, чтобы не уйти с рынка.

– НОПРИЗ недавно выпустил аналитические обзоры по ценообразованию в инженерных изысканиях и проектировании — это направление вы также собираетесь плотно курировать?

– Да, конечно! Недавно появился проект приказа Минстроя России по методике определения стоимости работ как переходный этап к ресурсному методу ценообразования в строительстве. Мы видим, что этот процесс затягивается еще на два-три года. Проектировщиков это очень сильно касается, поскольку при проектировании именно они закладывают в проект соответствующие материалы, а следовательно, и цены.

Кроме того, на проектировщика, который делает сметную документацию, теперь возложен так называемый конъюнктурный анализ — это вообще невообразимо. То есть, разрабатывая смету, проектировщик должен собрать сведения о нескольких производителях материалов или конструкций и из них выбрать наилучшую конъюнктурную позицию и ее включить в смету. Но это работа не проектировщика, а заказчика, которому нужен объект определенного качества с определенным набором оборудования. И он должен дать проектировщику списки соответствующего оборудования в техническом задании, чтобы мы могли рассчитать мощности, инженерные сети и т. д.

Кроме того, сегодня сложнейшие объекты, например, медицинские центры, по тендеру может проектировать кто угодно! Какой в итоге получится проект? А в том же Минздраве нет специалистов, которые могут написать грамотное техническое задание, потому что институт заказчика практически исчез.

– Мы много говорим о проектировании, но в составе НОПРИЗ есть и изыскательские СРО, которые обижены на недостаток внимания со стороны руководства Нацобъединения...

– Да, с нашей стороны было серьезное упущение, что мы не уделяли должного внимания вопросам инженерных изысканий. Да еще и комитет по инженерным изысканиям НОПРИЗ поставил своей задачей создать впечатление, что изыскателями никто не занимается, хотя на самом деле это не так. При этом комитет за все время существования ни одного конкретного предложения не внес и занимался всем, чем угодно, кроме обсуждения профессиональных вопросов. Когда мы в течение года три раза собирали круглые столы, посвященные проблемам инженерных изысканий, ни председатель комитета, ни его члены не приняли в них участие. При таком настрое и работы нормальной быть не может.

Поэтому сейчас стоит задача переформировать этот комитет, мы определились с его руководителем и, надеюсь, дело пойдет продуктивнее. Комитет возглавит руководитель СРО «Центризыскания» Владимир Пасканный, он профессионал, очень активный человек, и мы надеемся, что работа комитета сдвинется с мертвой точки, он начнет заниматься проблемами изыскателей.

– Кстати, о Нацреестре НОПРИЗ: в нем сейчас уже более 95 тысяч специалистов. Неужели в проектировании и инженерных изысканиях реально есть столько главных инженеров и главных архитекторов проекта, ГИПов и ГАПов?

– Исходя из положений закона и требований к внесению в реестр именно столько специалистов соответствуют всем критериям. Другое дело, что Нацреестр должен стать рабочим инструментом для руководителей компаний, которые набирают себе сотрудников, в том числе ГИПов и ГАПов, и отвечают за исполнение ими соответствующих обязанностей и объема работ. Раньше ГИПы и ГАПы заверяли все документы и чертежи своей персональной подписью, что они соответствуют всем строительным нормам и правилам. За нарушение они несли уголовную ответственность. Сейчас такой ответственности нет, но с появлением Нацреестра появилась возможность создания рынка ГИПов и ГАПов, которые сами будут диктовать цену за свой труд. Они не привязаны к месту работы, они приходят на конкретный проект и несут за него ответственность. Это совсем другая конфигурация нашего рынка проектных работ, для которой и нужен Нацрестр специалистов.

С Национальным реестром специалистов стыкуется еще один важный вопрос — разработка профессиональных стандартов в области проектирования и изысканий. Сейчас их пока три — для архитектора, проектировщика и изыскателя. Мы хотим создать свой Совет по профессиональным квалификациям на базе НОПРИЗ, а пока работаем через СПК при Национальном объединении строителей, хотя наше объединение потратило на это направление около 60 млн рублей. Но очевидно, что у нас должен быть свой СПК по конкретным проектным и изыскательским специальностям, тогда и работать станет гораздо проще и эффективней.

А ведь в последние годы профессия архитектора, проектировщика и изыскателя активно развивается, появилась новая тема — внедрение БИМ-технологий, цифрового строительства и так далее. Но нужно понимать, что БИМ — это не красивые картинки, а комплекс, который должен охватывать все: и проектирование, и культуру строительства, и производство материалов и конструкций, и эксплуатацию зданий, иначе он просто на какой-то стадии упрется в стенку.

К сожалению, некоторые заказчики уверены, что все БИМ-проектирование заканчивается на красивой объемной картинке, и за что они еще должны платить изыскателю и проектировщику? Они не понимают, что за красивой картинкой должен следовать проект, рабочая документация и многое другое. А в итоге, довольно часто бывает так, что заказчик берет у проектировщика идею, а потом ищет, кто подешевле ему на основе этой картинки разработает проект.

И, конечно, большая беда нашей профессии — это массовый отъезд молодых архитекторов после окончания вуза за границу. К сожалению, мы очень интенсивно теряем молодые кадры. А что делать, если здесь им работы нет? Это очень серьезно и очень печально.

При этом повышение квалификации действующих кадров — это тоже одна из задач НОПРИЗ, мы обязаны ее организовать и, прежде всего, в связи с тем, что специалисты в Москве и в регионах имеют очень разный уровень подготовки. Я был очень доволен, когда мы проводили конкурс проектов во всех федеральных округах России — он позволяет возбудить интерес у местных властей к тому, что делают архитекторы и проектировщики. В этом году мы обязательно проведем конкурс в очередной раз — чтобы было уважение к профессии архитектора, чтобы молодежь гордилась своей профессией, и, значит, у нее есть будущее.

Беседовала Лариса Поршнева
Агентство новостей «Строительный бизнес» / 28.02.2019 г.