Общероссийская негосударственная
некоммерческая организация —
общероссийское межотраслевое
объединение работодателей

Новости

Как развязать клубок законодательных недодуманностей в отрасли

27 апреля 2018

Круглый стол «Развитие систем саморегулирования и дополнительного профессионального образования в строительной отрасли». Москва, 25.04.2018 г.Этот вопрос звучал практически во всех выступлениях и комментариях к докладам на круглом столе «Развитие систем саморегулирования и дополнительного профессионального образования в строительной отрасли». Модерировал мероприятие вице-президент НОПРИЗ Александр Гримитлин.

Представляя участникам заседания доклад президента Ассоциации саморегулируемой организации «Регион-Проект» Александра Морозова «Совершенствование систем саморегулирования в изыскательской, проектной и строительной деятельности», президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков Михаил Посохин отметил, что одной из ключевых целей профессионального сообщества является формирование стратегического мышления развития саморегулирования в проектной и изыскательской сфере.

Круглый стол «Развитие систем саморегулирования и дополнительного профессионального образования в строительной отрасли». Москва, 25.04.2018 г.Только такой подход позволит профессиональному сообществу преодолеть административные барьеры для утверждения честного и профессионального отношения к делу. Именно эта задача поставлена Президентом России на заседании Госсовета, состоявшегося в мае 2016 года, напомнил Михаил Посохин.

Докладчик на примере возглавляемой им саморегулируемой организации рассказал об институциональной инфраструктуре СРО как основном факторе развития саморегулирования.

По мнению Александра Морозова, создание институтов инфраструктуры СРО требует реформирования существующих систем повышения квалификации (ДПО) и аттестации специалистов, совершенствования технического регулирования и ценообразования в строительстве как на федеральном, так и региональном уровнях, внедрения саморегулирования в институты негосударственной экспертизы, организации негосударственного строительного надзора, систем управления качеством как обязательного и необходимого условия развития СРО и организаций-членов СРО, страхования рисков и ответственности за недобросовестное выполнение обязательств, организации третейских судов и судебных строительно-технических экспертиз.

Докладчик подробно рассказал о видах саморегулирования в строительной сфере, представил схему взаимодействия структуры государственного регулирования и саморегулирования, а также о базовых принципах функционирования СРО.

В качестве основных целей саморегулирования Александр Морозов назвал следующие: предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия народов РФ вследствие некачественного выполнения работ; повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществление архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капстроительства.

Среди основных задач заморегулируемых организаций докладчик назвал обеспечение качественного функционирования СРО, которое включает в себя: совершенствование законодательной базы, системы технического регулирования и институтов инфраструктуры СРО, взаимодействие с законодательной и исполнительной властью региона, разработку и утверждение документов, предусмотренных ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ, контроль за соблюдением членами СРО требований этих документов.

Круглый стол «Развитие систем саморегулирования и дополнительного профессионального образования в строительной отрасли». Москва, 25.04.2018 г.Качественное функционирование организаций членов СРО, по мнению Александра Морозова, призвано обеспечить условия необходимого повышения квалификации специалистов, уровня профессионализма, условий аттестации специалистов и получения статуса эксперта, сертификации СМК организаций, наличия лицензионных программ, а также обеспечения нормативно-технической документацией, страхования ответственности и рисков, решения споров.

Выполнению этих задач, сказал докладчик, способствует создание единой информационной системы (мониторинг), которая включает в себя автоматизированную систему нацобъединения и интегрированные автоматизированные системы СРО.

Основные требования, предъявляемые к единой информационной системе: информационная открытость, унифицированность с информационными подсистемами институтов инфраструктуры, статистическая обработка данных, надежность и защищенность, кроссплатформенность, оперативность, мониторинг, кластерный принцип функционирования системы, обеспечение функции контроля, масштабируемость и инновационность.

По мнению докладчика, саморегулирование — необходимое условие развития регионов, и именно на региональном уровне важны совместные усилия национальных объединений, СРО, федеральных и региональных институтов власти по созданию условий эффективной работы институциональной инфрастуктуры, которая, по сути, должна рассматриваться как система управления качеством, сказал Александр Морозов.

Доклад «Об итогах работы комитета по саморегулированию НОПРИЗ. Законодательные новеллы, рассмотренные комитетом в 2017 году» представила заместитель председателя комитета по саморегулированию Марина Шурлаева.

Она, в частности, отметила, что в отчетном периоде было проведено 4 заседания комитета и 8 заседаний созданных при комитете рабочих групп. Были рассмотрены следующие вопросы: реализация Федерального закона от 03.07.2016 г. № 372-ФЗ; Национальный реестр специалистов; квалификационные стандарты саморегулируемой организации; предложения по подготовке проекта изменений в Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; отчет о разработке проекта нормативного документа «Положение об обучении, сертификации и ведении единого реестра специалистов Главного инженера проекта и Главного архитектора проекта».

Обсуждались предложения по проекту приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ «О порядке ведения национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национального реестра специалистов в области строительства», включения в такие реестры сведений о физических лицах и исключения таких сведений, внесения изменений в сведения о физическом лице, включенные в такие реестры.

Также на заседаниях обсуждались вопросы о перечне направлений подготовки специалистов в области строительства; предложения к структуре (перечень) профессий специалистов по инженерным изысканиям и архитектурно-строительному проектированию; об утверждении технических заданий на разработку комплектов оценочных средств к профессиональному стандарту «Организатор проектного производства», утвержденного приказом Минтруда России от 18.02.2017 г. № 183н и проектам профессиональных стандартов; проект Положения о комитете по саморегулированию; квалификационные стандарты для применения саморегулируемыми организациями; рассмотрение Федерального закона от 18.06.2017 г. № 126-ФЗ «О внесении изменений в статью 55-2 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 3-3 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»; о ходе выполнения норм Градостроительного кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 372-ФЗ, вступившего в силу с 01.07.2017 года; о проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”»; об организации контрольных мероприятий за деятельностью членов саморегулируемых организаций в рамках действующего законодательства; о страховании рисков членов саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих инженерные изыскания и подготовку проектной документации, о страховании рисков указанных саморегулируемых организаций; о формировании и размещении компенсационных фондов саморегулируемых организаций.

Докладчик также сообщила, что на заседании комитета, проведенного совместно с комитетом по профессиональному образованию НОПРИЗ, обсуждались результаты работы Нацобъединения по реализации положений Федерального закона от 03.07.2016 г. № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Федеральный закон № 372-ФЗ).

В частности, были разработаны рекомендуемые формы внутренних документов саморегулируемых организаций, изданы два сборника «Вопросы-ответы по реализации 372-ФЗ», содержащие разъяснения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Федеральной службы по экологическому, атомному и технологическому надзору, НОПРИЗ по актуальным вопросам применения отдельных положений Федерального закона № 372-ФЗ (вопросы по компенсационным фондам, вопросы по требованиям к специалистам, вопросы по разработке внутренних документов саморегулируемых организаций, а также иные вопросы).

За период 2017 года члены комитета также принимали активное участие в мероприятиях по вопросам реализации положений Федерального закона № 372-ФЗ, организованных для представителей саморегулируемых организаций, которые проводились в городе Москве, Санкт-Петербурге, других городах.

Членами комитета были подготовлены предложения по внесению изменений в Регламент о порядке создания, эксплуатации и ведении Национального реестра специалистов в части предоставления физическим лицам возможности дослать справку об отсутствии судимости в течение определенного времени после принятия НОПРИЗ заявления о внесении сведений о лице в Национальный реестр специалистов. Данные предложения были учтены при утверждении Советом НОПРИЗ новой редакции Регламента.

За указанный период членами комитета также были рассмотрены обращения саморегулируемых организаций.

В качестве примеров докладчик привела обращение Ассоциации саморегулируемой организации «Кузбасского проектно-научного центра», содержащее перечень предложений к структуре (перечню) профессий специалистов по инженерным изысканиям и архитектурно-строительному проектированию, обращение о согласовании технического задания на проведение научно-исследовательской работы по теме «Проведение мониторинга и анализа закупок проектно-изыскательского подряда для государственных и муниципальных нужд, а также нужд отдельных юридических лиц».

Членами комитета были рассмотрены и одобрены квалификационные стандарты, необходимые для применения саморегулируемыми организациями.

После принятия Федерального закона от 18.06.2017 г. № 126-ФЗ «О внесении изменений в статью 55.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 3.3 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (Федеральный закон № 126-ФЗ) членами комитета обсуждались вопросы его реализации и методического обеспечения членов НОПРИЗ при реализации данного закона. Также обсуждались разночтения, содержащиеся в данном законе, и возможности их устранения в правоприменительной практике.

Круглый стол «Развитие систем саморегулирования и дополнительного профессионального образования в строительной отрасли». Москва, 25.04.2018 г.Марина Шурлаева уточнила, что на заседании комитета от 27.06.2017 г. по результатам обсуждения было принято решение принять участие в подготовке предложений к аналитической справке НОПРИЗ в адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по разъяснениям положений Федерального закона № 126-ФЗ.

Членами комитета, в том числе в составе Рабочей группы по законодательству, были рассмотрены проекты следующих нормативных правовых актов: проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; проект приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации «О порядке ведения национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, Национального реестра специалистов в области строительства, включения в такие реестры сведений о физических лицах и исключения таких сведений, внесения изменений в сведения о физическом лице, включенные в такие реестры, а также о перечне направлений подготовки специалистов в области строительства.

Кроме вышеуказанных проектов документов членами комитета были рассмотрены проекты нормативных правовых актов, принятых Банком России, федеральными органами исполнительной власти в рамках реализации Федерального закона № 372-ФЗ. Также на заседании членов комитета рассматривались и обсуждались примеры из судебной практики по вопросам реализации Федерального закона № 372-ФЗ, а также по делам об обжаловании решений саморегулируемых организаций об исключении лиц из состава членов.

Члены комитета неоднократно принимали участие в проводимых с представителями Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору встречах, на которых рассматривались в том числе вопросы применения Федерального закона № 372-ФЗ, в отношении которых отсутствуют разъяснения органов власти, сказала докладчик.

Также члены комитета принимали активное участие в семинарах, проводимых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. В частности, члены комитета приняли участие в серии практических семинаров «Новые требования к саморегулируемым организациям в связи с изменением законодательства о градостроительной деятельности».

Кроме того, членами комитета было инициировано и впоследствии проведено совместно с комитетом по конкурсным процедурам, инновациям и ценообразованию совещание по вопросу доработки технического задания на проведение научно-исследовательской работы по теме «Проведение мониторинга и анализа закупок проектно-изыскательского подряда для государственных и муниципальных нужд, а также нужд отдельных категорий юридических лиц».

На заседаниях комитета обсуждались возникшие проблемы реализации прав и обязанностей саморегулируемых организаций при осуществлении контроля за деятельностью своих членов.

Круглый стол «Развитие систем саморегулирования и дополнительного профессионального образования в строительной отрасли». Москва, 25.04.2018 г.В частности, обсуждались вопросы контроля, решение которых, по мнению членов комитета, должны быть унифицированы для всех членов НОПРИЗ. В их числе: методика проверки исполнения членами СРО требований стандартов на процессы выполнения работ; способы своевременного получения саморегулируемыми организациями полной информации о всех договорах, заключенных членами СРО с применением конкурентных способов заключения договоров; способы своевременного получения саморегулируемыми организациями текстов договоров для определения обязательств, принятых на себя членами СРО; практическая реализация риск-ориентированного подхода при планировании контрольных мероприятий членов СРО, выполняющих договора подряда на инженерные изыскания, подготовку проектной документации для особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов использования атомной энергии; контроль исполнения членами СРО обязательных требований внутренних документов, при исполнении ими договоров, содержащих государственную тайну.

Кроме этого, на заседаниях комитета обсуждалась возможность осуществления проверок саморегулируемых организаций более одного раза в год на основании проведения внеплановых проверок при высоких/чрезвычайно высоких категориях риска (при указании соответствующего основания проведения внеплановых проверок в положении о контроле), а также поднимался вопрос о необходимости и целесообразности разработки и использования информационных баз, которые позволят получить сведения о компаниях, принимающих участие в государственных закупках.

Круглый стол «Развитие систем саморегулирования и дополнительного профессионального образования в строительной отрасли». Москва, 25.04.2018 г.Заместитель директора Ассоциации «Столица-Проект» Александр Донских выступил с докладом «Вопросы организации контрольных мероприятий за деятельностью членов саморегулируемых организаций с учетом положений Градостроительного кодекса Российской Федерации».

О развитии системы дополнительного профессионального образования и разработке наименований квалификаций и требований к квалификации сообщил вице-президент НОПРИЗ, председатель комитета по совершенствованию систем образования Александр Гримитлин.

Отвечая на неоднократно звучавший от участников круглого стола вопрос о том, каким образом развязать клубок законодательных недодуманностей, президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков Михаил Посохин выразил единое мнение профессионального сообщества: это возможно только консолидированными усилиями власти, бизнеса, проектных и изыскательских организаций.

Резолюция по итогам круглого стола

ПРЕЗЕНТАЦИИ ДОКЛАДЧИКОВ:

Александр Морозов. Институциональная инфраструктура СРО — основной фактор развития саморегулирования

Прикрепленные документы