Общероссийская негосударственная
некоммерческая организация —
общероссийское межотраслевое
объединение работодателей

Новости

24 декабря 2019

Десять лет спустя. Юбилейный год системы саморегулирования — история поиска, история становления

Михаил ПосохинВ этом году система саморегулирования в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства отмечает свой десятилетний юбилей. В июле 2008 года был принят Федеральный закон № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым Градостроительный кодекс пополнился нормами, регулирующими деятельность саморегулируемых организаций.

Десятилетний срок — это много, особенно в сегодняшнем, стремительно меняющемся мире. И в первую очередь хотелось бы использовать юбилейную дату не для праздничных реляций и взаимных поздравлений, а как повод, чтобы вспомнить пройденный путь. С его достижениями, решенными задачами и неизбежными ошибками.

На смену лицензированию

Становление строительного саморегулирования возникло в условиях бурного роста строительной отрасли 2000-х годов и понимания того, что узкие рамки государственного регулирования необходимо расширять. Власть прислушалась к доводам строительного сообщества и приняла принципиальное решение о делегировании части полномочий с целью оздоровления отрасли и повышения качества готовых объектов. И, как следствие, уровня жизни людей и экономического развития страны. Сегодня более 50 процентов инвестиций в основной капитал России приносит проектно-строительная отрасль, на долю которой приходится 6 процентов объема ВВП.

Саморегулирование сблизило профессиональное сообщество, одновременно расширив круг его полномочий. Национальное объединение изыскателей и проектировщиков стало на защиту интересов саморегулируемых организаций, изыскательских и проектных компаний. Для реализации целей саморегулирования на протяжении десяти лет НОПРИЗ системно и продуктивно взаимодействует с профильным министерством строительства и ЖКХ России, Советом Федерации РФ, Государственной Думой РФ, администрациями регионов и городов, доказав, что профессиональное сообщество способно решать масштабные отраслевые задачи.

Первые годы после вступления в силу № 148-ФЗ и Федерального закона № 315 «О саморегулируемых организациях» шел активный процесс образования саморегулируемых организаций, налаживалось взаимодействие СРО с Национальным объединением. Мы строили планы по развитию проектно-строительной отрасли в условиях саморегулирования, обсуждали болевые точки и пути решения актуальных отраслевых вопросов.

Однако были и негативные тенденции, без которых не обходится ни одно смелое и масштабное начинание. А создание с нуля системы СРО в стране было именно таким начинанием. Возникла необходимость корректировки законодательства для того, чтобы усилить контроль за деятельностью СРО и их членов. А также очистить систему от присоединившихся к ней явно коммерческих организаций, которые не хотели заниматься вопросами строительной отрасли.

Непростые шаги реформы

Ответом на эти вызовы стал ряд федеральных законов о внесении изменений в Градостроительный кодекс. Это ФЗ-372, ФЗ-128 и ФЗ-359. Каждый из этих документов был неоднозначно встречен сообществом, поскольку, помимо необходимых и полезных норм, содержал ряд не вполне продуманных решений, которые нуждались в дальнейшей корректировке.

Национальное объединение изыскателей и проектировщиков активно участвовало в непростом законотворческом процессе, организуя дискуссии на тему проходящей реформы, представляя мнение консолидированного сообщества и активно требуя от законодателей учитывать мнение проектировщиков, изыскателей и строителей.

По распоряжению президента НОПРИЗ была создана рабочая комиссия, силами которой были разработаны рекомендации по исполнению закона, типовые формы документов саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования и подзаконные нормативные акты для дальнейшего утверждения федеральными органами исполнительной власти.

Национальное объединение провело разъяснительные мероприятия по исполнению закона для саморегулируемых организаций во всех регионах Российской Федерации, подробно разъясняя вопросы, касающиеся перехода членов СРО из одной саморегулируемой организации в другую, полномочий объединения саморегулируемых организаций, разработки внутренних документов СРО, контроля деятельности членов. Под эгидой НОПРИЗ в регионах состоялось более 60-ти научно-практических конференций, симпозиумов, круглых столов. Была обеспечена двухсторонняя обратная связь — с одной стороны, саморегуляторы могли из первых рук узнать о том, что предполагает новая реформа, а с другой — федеральный центр получал мнение сообщества.

Эта совместная работа оказалась успешной и дала свои результаты. В частности, удалось добиться отмены недопустимой для проектно-изыскательской деятельности нормы о регионализации саморегулирования, которая требовала жесткой привязки регистрации членов СРО к тому же субъекту, что и саморегулируемая организация. Для проектных и изыскательских организаций, которые привыкли вести объекты по всей стране это было абсолютно неприемлемым и могло привести к фактической ликвидации десятков эффективных СРО, успешно работающих в российских регионах. Однако здравый смысл победил, и мнение сообщества было услышано.

Плюс законодательная работа

Однако саморегулирование в проектной и изыскательской отраслях живет не только ради наведения порядка в отрасли, контроля и ведения реестров. НОПРИЗ решает задачи по оздоровлению кадровой ситуации в отрасли, разработке профессиональных стандартов, регулированию этапов контроля деятельности всех участников строительного рынка, а также формированию баз данных и ведению документооборота. Благодаря консолидированным усилиям профессионального сообщества разработано 26 профессиональных стандартов, которые не просто лежат в архивах, а активно используются для организации работы десятков тысяч проектно-изыскательских организаций страны.

Одним из важнейших результатов многолетней работы Национального объединения стало создание нового проекта закона «Об архитектурной деятельности». Этот закон с нетерпением ждет все профессиональное сообщество. Необходимость радикальных изменений в статусе российского архитектора назрела уже давно. К сожалению, сегодня первую скрипку на стройплощадке играет тот, кто дает финансирование — инвестор, заказчик. Нередка нездоровая ситуация, когда застройщики воспринимают проектный институт как исключительно сервисную структуру, которая обязана реализовывать их пожелания и помогать обходить требования нормативно-технической документации. Морально устаревший с 1995 года закон «Об архитектурной деятельности» нуждался в существенной доработке, которая велась под эгидой НОПРИЗ.

Новый проект закона определяет круг задач органов архитектуры и градостроительства. Документ определяет профессиональные требования и функции, реализуемые структурными подразделениями и предприятиями в области архитектуры и градостроительства органов местного самоуправления и субъектов Российской Федерации под руководством главных архитекторов.

Однако ключевая концепция проекта закона — расширение полномочий архитекторов и усиление ответственности. Архитектор по новому законопроекту полностью руководит архитектурным проектом, а в дальнейшем не только осуществляет авторский надзор за качеством и объемом работ, но и следит за тем, чтобы возводимый объект соответствовал проектной документации.

Помимо закона об архитектурной деятельности, НОПРИЗ продолжает работу в части технического регулирования, проводит актуализация нормативно-технической базы в сфере изысканий и проектирования. Уже сегодня в фонде нормативно-технических документов в целом по отрасли имеется 340 сводов правил и 1090 стандартов, 70 из которых — принципиально новые документы. Мы уделяем много внимания этой работе, в настоящее время идет процесс сбора предложений по формированию Плана работ ФАУ «ФЦС» на 2020 год по разработке, экспертизе и подготовке к утверждению проектов сводов правил, ГОСТ и ГОСТ Р. Кроме того, НОПРИЗ постоянно актуализирует в должном соответствии с вводимыми инновациями в градостроительстве Федеральный закон № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Продолжается реформа ценообразования в строительстве. В сферу изысканий и проектирования активно внедряются инновационные технологии и материалы. В рамках цифровой экономической трансформации выполняется задача по преобразованию института строительной экспертизы в институт управления эффективностью проектов.

Сначала профессионализм, затем регулирование

В соответствии с планом мероприятий, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 года № 1697-р, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также экспертами различных направлений строительной отрасли, проявивших интерес к данной теме, разработало Стратегию развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года.

Протоколом Межведомственной рабочей группы по разработке проекта Стратегия развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года от 25 апреля 2019 года № 233-ПРМ-ДВ были определены ответственные за разделы написания Стратегии. Национальному объединению изыскателей и проектировщиков было поручено написание трех ее разделов: «Типовое проектирование», «Цифровизация строительной отрасли», «Архитектурно-строительное проектирование и инженерные изыскания».

Полицентрический подход Минстроя России к проведению стратегических сессий в РАНХиГС при участии Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, организации работы одиннадцати проектных команд (в том числе, на площадке НОПРИЗ) и написанию текста проекта Стратегии показал, что привлечение специалистов отрасли — верный и правильный шаг на пути создания конкурентоспособной строительной отрасли, повышения престижа и компетенций профессионального сообщества.

Основные принципы Стратегии: компетенции, кастомизация, завершенность, цифровизация, технологическое соединение административных, управленческих и строительных процессов, типизация, достоверная статистика и главное: «Сначала профессионализм, затем регулирование».

С полным текстом Стратегии можно ознакомиться здесь. http://nopriz.ru/nnews/detail_news.php?ID=29198

Цифровизация как необходимость

Россия сегодня является одним из мировых лидеров по внедрению цифровых технологий. В мае 2019 года пресс-служба российского представительства корпорации Майкрософт опубликовала интересную статистику — наша страна опережает Европу и США по темпам внедрения технологий искусственного интеллекта. По данным исследования, 30 процентов российских руководителей активно внедряют искусственный интеллект: в среднем по миру этот показатель равен 22,3 процента, а к примеру, во Франции — только 10 процентов.

Строительная отрасль также обязана находиться на пике технологических возможностей, не просто пассивно воспринимая наиболее передовые тенденции, но будучи их драйвером. Особенно это касается проектировщиков, которых сообщество справедливо воспринимает как интеллектуальную элиту строительного комплекса.

К сожалению, и здесь вызовов очень много. Сегодня в отрасли имеется дефицит специалистов, особенно по таким направлениям, как ценообразование и экономика строительства, информационное моделирование. Недавно Президент России Владимир Путин подписал отдельное поручение, касающееся подготовки специалистов по BIM-технологиям, над выполнением которого работает Национальное объединение.

Качественному развитию профессиональных навыков, демонстрации лучших достижений, в том числе и инновационных, способствует Международный профессиональный конкурс НОПРИЗ на лучший проект, начатый еще в Национальном объединении проектировщиков в 2013 году. В разные годы к участию было представлено от 400 до 500 проектов по всем номинациям. Свои работы на конкурс подавали проектные организации, отдельные авторы, студенты и молодые специалисты из всех регионов Российской Федерации и стран ближнего зарубежья.

Профессиональный конкурс дает большие возможности, особенно студентам и молодым специалистам. Налаживается тесное сотрудничество учебных заведений с потенциальными работодателями, повышается престиж профессий в области архитектуры, изысканий и проектирования, растет спрос на специалистов по информационному моделированию на региональном уровне.

И пять лет спустя

Национальное объединение изыскателей и проектировщиков отмечает и свой первый — 5-летний юбилей! Под одной крышей ныне плодотворно работают два некогда самостоятельных национальных объединения — НОИЗ и НОП. Это объединение сил сыграло одну из ключевых ролей в формировании современной структуры строительного саморегулирования.

Однако НОПРИЗ — это не просто юридическое лицо, не здание с руководителями и офисными работниками, и не деталь безликого механизма. НОПРИЗ это прежде всего мы с вами, 210 саморегулируемых организаций в сфере проектирования и инженерных изысканий, объединяющие сотни тысяч подрядных организаций России.

Саморегулирование дало нам всем возможность объединить свои усилия, сформировало базис для совместной работы по развитию строительного комплекса. А первые десять лет помогли закалиться, благодаря трудностям, найти общий язык и открыть дорогу к дальнейшим достижениям.

Михаил ПОСОХИН,
Народный архитектор России, академик,
президент Национального объединения
изыскателей и проектировщиков

«Вестник НОПРИЗ» № 1 // ноябрь 2019